древние знания


    МАГИ, колдуны (goetai) и ведьмы

    Поделиться
    avatar
    mara
    Администратор

    МАГИ, колдуны (goetai) и ведьмы

    Сообщение  mara в 09.01.11 19:01

    МАГИ, колдуны (goetai) и ведьмы существовали в городских и сельских обществах на протяжении всей позднеримской империи; к их помощи прибегали как язычники, так и христиане. В житии Григория из Хозива (VII в.) упоминается борец, который при помощи мага избавился от губительного действия яда, а молодому Августину колдун Альбикерий (Albicerius) помог найти украденную серебряную ложку. Политические судебные процессы, особенно в IV в., нередко были связаны с обвинением в магии, а в политических биографиях этого периода нередко упоминается о злотворном влиянии магов.

    Члены некоторых факций в V–IX вв. платили магам за то, что они помогали разрушить колесницы противников во время состязаний на константинопольском Ипподроме. Высокопоставленные чиновники нередко объясняли свои болезни злотворным влиянием со стороны магов, нанятых их противниками в борьбе за места в имперской администрации; за излечением нередко обращались в монастыри, например, в обитель св. Ипатия в Руфинианах в Вифинии, причем молитвы и евлогии монахов спасали от магического заклятия.

    Заклинания (сохранившиеся в египетских папирусах), надписи на амулетах и магические книги доказывают грамотность магов, а использование дорогого папируса и металла для амулетов указывают на доходность их профессии. В народном сознании маги очень часто, хотя и не всегда, связывались с Египтом.

    Христианство рассматривало магов в качестве противников святых, а в агиографических сочинениях колдуны обычно очернялись и изображались иудеями, еретиками, язычниками, которые занимались тем, что насылали саранчу на поля, изготавливали яды и приворотные зелья и сочиняли книги заклинаний против людей, животных и жилищ. И все же магию практиковали на протяжении всей истории Византии. Традиция наделяла некоторыми магическими способностями даже библейских персонажей, так Соломон мог колдовать и имел власть над демонами. Иконоборец Иоанн (VII) Грамматик считался магом par excellence, а в Хлудовской псалтири он изображен поверженным патриархом Никифором I, подобно тому, как легендарный Симон Маг был повержен св. Петром (fol. 51v).



    МАГИЯ. В Византии это слово было синонимом колдовству (goeteia). В позднеримский период магия прочно вошла в повседневную жизнь. Она была призвана выполнять две основные задачи: объяснять проявления «сверхъестественных» сил (сны, видения, экстраординарные природные явления, сочетания небесных тел) и оказывать на них влияние (или предотвращать их действие) посредством особого рода заклинаний, амулетов и использование помощи со стороны демонов.
    Отношение христиан к магии и дивинации было двойственным: с одной стороны, святые предметы (мощи, иконы, литургические предметы) и святые персоны (как живые, так и мертвые) по общему мнению были способны объяснять и контролировать действия сверхъестественных сил. С другой стороны, традиционная магия осуждалась и в качестве наказания для колдунов предусматривалось погребение заживо (Leroy-Molinghen A. // Rayonnement grec 286f).

    Церковь различала между святыми мужчинами и женщинами, снискавшими помощь со стороны божества, и магами, которым помогали демоны, сколь бы они не были сильны.
    Магия должна была всегда проигрывать в соревновании с подлинными божественными силами: магические творения разрушались крестным знамением, при помощи священных книг или силою искренней молитвы, а колдун (как и врач) как правило уступали по силе святому.
    Другое – внутреннее – отличие состояло в природе совершаемых действий: колдун стремился удовлетворить сексуальные желания, создать абсурдные ситуации или предметы, сотворить поддельные ценности или достичь светского знания, в то время как святой выступал в качестве целителя и защитника людей и животных, и противостоял злым силам этого мира (землетрясениям, наводнениям, нашествиям саранчи и т.п.).
    Единоборство с магами относится к типичным темам агиографических сочинений (Magoulias H.J. // Byzantion 37 [1967–68] 228–69).

    Двойственное отношение к магии было характерно и для интеллектуалов: Никита Хониат упоминает о многочисленных случаях успешного колдовства (магическое значение писем и букв, гипноз, предсказание будущего), однако осуждает магию как бесполезное и не подобающее для христиан занятие.
    Церковь боролась против колдовства до последних дней империи (Cupane C. JÖB 29 [1980] 237–62), однако всевозможные формы магии имели место в повседневной жизни Византии: так была распространена идея о дурных и добрых днях, процветали толкователи снов и провидцы; магия применялась даже во время следствия по уголовным делам (ордалии с использованием каленого железа, проверка подозреваемого при помощи «магического глаза»).

    Источник. Papyri graecae magicae, ed. K. Preisendanz, 2 vols. Stuttgart, 1973–74.

    Лит. Brown P. Religion and Society in the Age of St. Au­gustine. New York, 1972: 119–46; рецензия Ward J.O. // Prudentia 13 [1981] 93–108. Smith M. How Magic was Changed by the Triumph of Christianity // Graeco-arabica 2 (1983) 51–58. Trombley 1985: 341f, 344. Troianos S. Mageia kai dikaio sto Byzantio // Archaiologia 20 (1986) 41–44. Barb A.A. The Survival of Magic Arts // The Conflict Between Paganism and Christianity in the Fourth Cen­tury, ed. A. Momigliano. Oxford, 1964: 100–25. Abrahamse D. Magic and Sorcery in Hagiography of the Middle Byzantine Period // ByzF 8 (1982) 3–17.



    --------------------------------------------------------------

    Так что такое Магия и кто такие Маги?
    В древности - почетное и прибыльное занятие.
    В средние (Темные) века-проклятие.
    Сегодня-каша из разных знаний, легенд, попыток.

    Почему люди так к ней тянутся?


    P.S. Пардон. Эти вопросы здесь уже были, но я почему то не нашла где...

      Текущее время 20.10.17 3:08